Казанский трамва́й — трамвайная система Казани. Одна из старейших электрических трамвайный систем в России, открыта 20 ноября 1899 года, заменила казанскую конку.
По состоянию на конец 2011 года насчитывается 6 маршрутов — № 3,7,9,11,13,14. Количество вагонов — 122. Систему обслуживает депо (ранее № 1) имени И. К. Кабушкина. До 2005 года действовало бывшее депо № 2, а до 2011 — депо № 2 (ранее № 3) имени Х. Х. Акалаева. Оператор — МУП «Метроэлектротранс».
Система имела и имеет несколько уникальных особенностей:
- самые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты — встречные кольцевые маршруты № 20,21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут. Отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу.
- разворотный треугольник на конце маршрута № 2. В настоящее время он демонтирован.
- полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая. В настоящее время осталось 3 направления: в сторону площади Тукая пути демонтированы.
- вагоны РВЗ-6М2 — 2 пассажирских (временно не на линии; до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %), а также парадный (на линии в дни праздников) и кафе (временно не на линии)
- экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки, Эрликон, Х на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто перед офисом МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода».
- новые трамваи (модели ЛМ-99АЭ партии, полученной в 2007 г.) имеют окраску красного цвета (подобно тому как все новые автобусы — также красные, а троллейбусы — зелёные).